Маньпупунер (Коми) - Походы, восхождения, сплавы

Перейти к контенту
Сходил
Поход состоялся в июле 2015 года. Продолжительность – 8 дней. Общая протяженность маршрута – 556 км.
Протяженность пешей части маршрута (экологическая тропа на территории Печоро-Илычского заповедника «Усть-Ляга - Маньпупунер - Усть–Ляга» - 72 км).

Маньпупунер - одно из семи чудес России и входит в состав первого в России памятника, признанного объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России. Законно попасть на плато сложно, согласно правилам Печоро-Илычского заповедника легально посетить плато можно лишь в составе организованной группы в присутствии сотрудника заповедника. Состав и временные сроки посещения размещаются на сайте заповедника pechora-reserve.ru. Причем появляется информация в январе-феврале каждого года и уже через неделю, как правило, все места заняты. Вот и я в 2015 году сразу после появления информации записался в этот поход. Всего заповедник пускает на плато Маньпупунер около 100 человек в год.

Вот наступил долгожданный момент и на поезде Москва-Лабытнанги я прибыл в город Сосногорск. Сразу удивило наличие полярного дня, около часа ночи было светло. Ожидать следующего поезда в Троицко-Печорск, откуда начинается сам маршрут, было около шести часов. Сначала я планировал спуститься к реке, поставить палатку и поспать до утра. Но на вокзале охранник сказал, что недалеко работает круглосуточная столовка от РЖД и я решил похавать. После ужина или завтрака спать не хотелось и было светло и я решил переждать на вокзале.

Утром подали поезд до Троицко-Печорска, поезд был в составе одного вагона ) Через четыре часа прибыл в Троицко-Печорск, где нас встретили сотрудники заповедника, отвезли в местное кафе. После этого мы поехали к реке Илыч, где нас ожидали две деревянные моторные лодки. В первый день лил дождь и мы уютно разметились в лодках и тронулись в путь. По берегам северной реки Илыч открывались необыкновенной красоты виды. По дороге мы остановились и залезли на красивецшие скалы под названием Лек-Из. К вечеру мы причалили к коми деревне Еремеево, где нас встретила и накормила местная хозяйка. После вкусного ужина мы расместились на ночлег.

Весь следующий день мы поднимались на лодках по реке Илыч до кордона Усть-Ляга. На кордоне мы расместились в уютных домиках, натопили шикарную баню и напарились, предварительно сгоняв на лодке на рыбалку.

На следующий день началась пешая часть маршрута. Сразу за кордоном начлись непролазные болота. Хорошо, что я взял с собой болотники. Было много переправ через реки и ручьи. Природа вокруг была изумительная. Началась территория заповедника и нетронутые леса загадочно возвышались вокруг. Чистейший воздух и прекрасное настроение сопровождали меня в пути. В конце третьего дня мы остановились на ночевку у берега реки Малая Ляга. Поставили палатки, на стоянке был оборудован навер. Шикарно посидели. Комарья вокруг была куча.

На следующий день мы продолжили пусть вдоль ручья, стекаюшего с плато. Болота были еще круче, чем в первый день. Почему-то запомнился полной жопой семнадцатый километр ) Весь путь был помечен деревянными столбиками с указанием километража. После ручья тропа повернула на плато и начался крутой подъем. Не скажу, что было легко, мне было тяжело, я еще тащил рюкзак со всем имуществом, можно было бы оставить в базовом лагере, но я решил потренироваться. Короче было тяжело, но я забрался.

Когда стали показываться столбы, короче, это не передать словами. Было сумасшедшее чувство, прямо энергетический всплеск, хотелось кричать, что я и делал. Приблизившись к столбам, созерцая удивительную красоту вокруг, понимаешь, как уникальна природа, и стоит ходить в такие удивительные места. В ожидании всей группы я в отличной компании врачей из Сыктывкара согревались как могли, даже обмотались пенками. На плато было реально холодно. Ждали наверное час или два. Но потом нас провели в домик егерей, где мы заночевали. Ночевки в таких местах всегда удивительны, в голове крутятся мысли, что ты сидишь так далеко от дома и в таких дебрях, это незабываемо.

На следующий день предстоял обратный путь к базовому лагерю, по дороге насобирали грибов и замутили супец. Все было круто, палатки нас ждали на своем месте. Последний день пешки до Усть-Ляги был самым тяжелым. Я взял часть вещей у девушек, но спина не уставала, просто умерли ноги в броднях. Последний километр мы реально ползли, а когда дошли до Илыча и опустили в него ноги, то ледяная вода быстро привела из в чувство. После бани на Усть-Ляге мы купались в Илыче, а на следующее утро я даже зубы почистить не мог, они леденели от холоднющей воды ).

Приехав в Троицко-Печорск, было грустно расставаться с прекрасными девчонками и ребятами, они стали, как родные. Переночевав и отметив поход, я отправился на автобусе в поселок ученых Якшу, чтобы посетить первую в России лосиную ферму. По пути в автобусе познакомился с мужиком, который также ехал на ферму, вот мы с ним и куролесили. На ферме были реально крутые лосята, лосихи ) Сотруднгики рассказали много интересных вещей, разрешили присутствовать при дойке и дали покормить лосят.

Обратно я ехал уже один до Троицко-Печорска и потом сразу же в Ухту по жутко конченой дороге. Пошлявшийсь по Ухте, вечером я сел на поезд и поехал в Москву. Если выбирать, то рекомендую ехать в Ухту на поезде.

Если Вы хотите посетить Маньпупунер, то смело берите тур от заповедника. Красивейшие места, прекрасный инструктор, масса впечатлений, болваны, баня, рыбалка, Илыч, грибы, болота, олени и все такое. Этот поход был на пятерку.
2016-2017 Владимир Семенов. Копирование информации без письменного разрешения запрещено.