Маньпупунер (Дятлова) - Походы, восхождения, сплавы

Перейти к контенту
Сходил
Идея пойти в поход на Маньпупунер со стороны перевала Дятлова и р. Ауспия возникла у меня этим летом. Забронировал рут в клубе "Спутник", заморочки по оформлению пропуска в заповедник взял на себя клуб. И вот в конце июля 2016 года я собрал рюкзал и прилетел в Екатеринбург.

В Екатеринбурге состоялась встреча с участниками, вечером мы все сели в поезд на Ивдель. Поезд ходит ежедневно, билеты всегда в наличие есть, конечная станция - Приобье. Ехать до Ивделя около 6-8 часов, примерно через пару часов от Екатеринбурга начинаются перебои со связью. Приехав в Ивдель рано утром, мы пересели в ГАЗ-66 и началась заброска. Дорога туда по хреновой трассе с постоянными кочками и бродами длилась около 7 часов, в итоге с квадратными головами мы выгрузились на начале маршрута. Вот так выглядела наша дорога из окна автомашины.





Первые двое суток нашего пути представляла тропа сквозь болотистую местность вдоль реки Ауспия. На этот промежуток весьма полезны резиновые сапоги и накомарник. Тучи комаров постоянно надоедали. Тропа вполне приличная, кругом море черники. На второй день мы дошли до стоянки "ложка", в этом месте уставшие туристы много лет назад в ожидании товарищей вырезали из дерава ложку, впоследствии добавились и другие столовые предметы. От данной стоянки начинается подъем на перевал Дятлова.



Река Ауспия чистейшая с вкусной водой. Сам подъем на перевал Дятлова не представляет собой никакой сложности, тропа проложена, наблудиться в принципе нереально, подъем не крутой. Сам перевал не произвел на меня большого впечатления. Небольшая скала с памятной табличкой по погибшим туристам, под скалой путевой журнал в пластиковом коробе - вот пожалуй и все. Более ничего примечатального я для себя не нашел. Никаких ответов о причинах гибели туристов я не нашел, но понял, что по естественым причинам они вряд ли погибли, никаких нечеловеческих или сложных условий подняться на перевал нет, даже в холодное время, так что вероятно не природное воздействие.



Передохнув, мы продолжили путь дальше. Весь маршрут составил около 220 километров, дневные переходы приходилось делать около 30 км., что непросто. Весь дальнейший маршрут - практически подъемы и спуски по курумнику в условиях жары и мошки. Толи год выдался такой, толи что, но большинство ручьев пересохло, воду приходилось искать. В один из дней мы смогли встать лагерем только около 23.00 часов, до этого времени ни ручейка воды не было. Местами путь весьма тяжел, особенно если приходилось срезать путь по полю, которое представляет собой курумник со стлаником. Очень сильно досаждала мошка, в тридцатиградусную жару шли в свитерах, чтобы не быть сожранными. Местами набирали воду прямо из колеи, встречались медвежьи следы.





Через три дня пути показался кордон Печоро-Илычского заповедника. Нас встретили сотрудники заповедника, проверили разрешения на посещение территории, приютили в специальном вагончике для туристов. На следующее устро в сопровождении сотрудника заповедника мы начали подъем на плато. Самостоятельно подниматься запрещено правилами заповедника. Подъем проходил в основном через заболоченный лес, приходилось преодолеть реку Печора, как всегда море комаров и черники. Поднявшись на плато удивляешься красоте и величию Столбов, открывается красивейший вид на  окружающую местность. На плато также расположен домик егерей, где нас встретили, внось проверили разрешения и устроили экскурсию на Столбы, рассказали местные легенды.





Побывав на плато Маньпупунер два раза, проделав путь сюда с обоих сторон Уральских гор, могу с уверенностью сказать, что посетить это место стоит. Непростой путь, красивейшие заповедные места, отсутствие людей делает это место поистине уникальным. Стоя на вершине плато, понимаешь насколько красива и велика наша природа и насколько ничтожен человек, приходит какое-то переосмысление приоритетов в жизни. Хочется надеяться, что такие нетронутые уголки природы еще долго останутся в своем первозданном состоянии. Мы настолько устали от длительных переходов, что обратный семичасовой путь в кузове ГАЗ 66 на деревянных лавках по кочкам казался нам мягкой периной.




2016-2017 Владимир Семенов. Копирование информации без письменного разрешения запрещено.
Назад к содержимому | Назад к главному меню