Рыбачий зимой - Походы, восхождения, сплавы

Перейти к контенту
После посещения полуострова Рыбачий осенью на велосипеде мне захотелось посетить это место зимой. Задача осложнялась тем, что в интернете я нашел всего пару отчетов о зимних походах в это место и в основном на автомобилях, отчеты пугали немыслимым ветром и крайне низкой температурой. Однако по прогнозу температура не должна была опускаться ниже минус 18 и я вместе с товарищем отправились в путь. До Мурманска удобней всего добраться на самолете, билеты заранее стоили дешевле, чем плацкарт и вот 31 декабря 2018 года ранним утром я прилетем в аэропорт Мурманска. Температура была минус 16 градусов. Кстати сам аэропорт находится на приличном расстоянии от города и таксисты заламывали какие-то космические суммы в 1000 рублей за поездку до города. Но около выхода из аэропорта имеется автобусная остановка, откуда каждый час ходит рейсовый автобус в город с ценой в 100 рублей. Я подождал и поехал на нем, автобус идет около часа и конечная у него как раз на автовокзале. Автовокзал расположен около железнодорожного вокзала. От автовокзала раз в два часа ходит маршрутка до Титовки, стоимость проезда около 400 рублей (маршрутки с конечными станциями Никель или Заполярный). Билеты можно бронировать заранее по телефону диспетчера. Мы забронировали заранее и у водителя уже была ведомость с нашей бронью. Итак около 12 часов для мы уже были в Титовке. На станции имеется кафе, где можно поесть, а также что-то типа хостела с одноместными и двухместными номерами по цене около 1500 рублей.

Но 31 декабря кафе не работало и мы сразу отправились в путь. В зимнее время в этой части нашей страны время полярной ночи, солнце не всходит, однако в период с 12.00 часов до 15.00 часов сумерки и вполне прилично видно. В оставшееся время мы шли с фонариками. От Титовки к полуостровам ведет хорошая дорога, видимо снегоходы и автомашины достаточно часто ездят, хорошая дорога была до подъема на перевал Муста-Тунтури. Сам подъем начинается от так называемого "пьяного ручья", около которого стоит беседка и лавочки. До этого места можно спокойно дойти за один ходовой день. Мы пошли дальше и ночевать пришлось на перевале, это было ошибкой, перевал достаточно протяженный с многочисленными спусками и подъемами и на нем довольно ветрено. А около беседки чуть выше по правой стороны имеется отличное место для стоянки, укрытое со всех сторон от ветра и в ручье можно набрать воды, он замерз частично.

Встретив Новый год в палатке на перевале, на следующее утро мы продолжили путь. Сильный ветер мешал идти, дорога стала узкой с многочисленными спусками и подъемами, на автомашине проехать сложно, только если откапывать или расширять дорогу, на снегоходах проехать можно без особых проблем. Шел снег. Облачиышись в снегоступы через несколько часов перевал был пройден, на вершине перевала находится крест, от этого места дорога начинает спускаться и ветер стихать.

За перевалом сразу открылся уже знакомый памятник и залив океана. Сам океан не замерзаем ввиду теплого течения, но приливы и отливы весьма значительны. Пресную воду мы нашли уже только на самом среднем и Рыбачьем, некоторые речки местами имели полыньи. Часть ручьев стекала в океан и в моменты отливом вполне можно запастись пресной водой, в приливы это сделать сложнее, так как часть ручьев заливает полностью, ном местами тоже можно. Пройдя перешеек, мы заночевали на Среднем около одного из ручьев с полыньей. Вокруг очень красивые виды океана и тундры. Под снегом зимуют прошлогодние ягоды шикши. В начале полуострова Средний расположена туристическая база "Озерко", она работает и в зимнее время и там можно остановиться, сайт и телефон имеется в интернете, но цена нам не понравилась, да и не за этим мы шли, чтобы в домике ночевать.

Переход по Среднему дался нелегко, снегопад и ветер прилично обдувал. Весь переход по Среднему по его правой стороны можно пройти за один ходовой день. Как и в прошлом походе с Титовки за нами увязалась собака, а на перешейке у Рыбачьего откуда-то вылезли два щенка и прошли с нами также всю дорогу, пришлось подкармливать, щенки были сильно голодные. Особую сложность в передвижении представлял даже не снег и холод, а темнота. Ну лично мне так показалось. Вставали пораньше, чтобы с началом сумерек быть уже в пути и максимально застать световой день. На Рыбачьем было также ветрено, сначала была идея заночепвать в разрушенном доме или бараке, коих там много, но в темноте найти их было непросто, а тропить вслепую не хотелось, поэтому прошли мимо нежилого поселка в начале Рыбачьего. После этого снегоходный след закончился и мы немного поплутав, вышли на дорогу по моему велосипедному треку. Дорога была завалена снегом, идти было тяжело. Сильный ветер, тропежка и усталось заставила искать место для ночевки, сделать это было непросто, но вскоре мы нашли понижение и какой-то овгар и стали окапываться там, ветер в овраге был слабее.

На следующий день мы приняли решение остановиться на дневку и не идти до Немецкого. Прикинув свои силы и скорость тропежки без снегоходного следа мы поняли, что нам не хватает еще одного ходорого дня, чтобы гарантированного вернуться к самолету. Поэтому пошли в радиалку налегке. Это того стоило, в спокойной обстановке мы наслаждались красотами океана и окружающей природы.

Если кто захочет посетить это красивейшее место в зимнее время, то имеет смысл закладывать на прохождение перевала Муста-Тунтури один день и начинать восхождение на перевал с утра после ночевки. Так как это самое сложное и ветреное место и ночевать на самом перевале удовольствие ниже среднего. Также стоит учитывать, что снегоходного следа по южной части Рыбачьего может не быть, что сильно замедляет путь, снегоходы в основном видимо издят по основной дороге через мыс. Скобеевский. Однако, когда мы возвращались обратно, то слышали из палатки проезд снегохода именно по южной части. В общем поход оставил только положительные эмоции, красивые и суровые места, они западают в душу навсегда и хочется вернуться снова и снова.

2016-2019 Владимир Семенов. Копирование информации без письменного разрешения запрещено.