Вовнушки - Походы, восхождения, сплавы

Перейти к контенту
Сходил
Идея посетить Вовнушки возникла у меня случайно. Выбирая маршрут на майские праздники 2016, я наткнулся на финалистов проведенного конкурса "7 чудес России", среди которых били и Вовнушки. После этого я стал собирать информацию о данном месте. Выяснив, что место достаточно труднодоступно, мне захотелось там побывать. Поскольку туристических групп в Вовнушки не водят, я решил ехать самостоятельно. Среди знакомых не нашлось желающих ехать, видимо настораживали недавние теракты, транспортная недоступность и кавказские нравы. Двоих желающих пойти девушек я сам не рискнул взять, так как не был уверен, что смогу обеспечить их безопасность. В итоге решил идти один. Изучил местность, составил карту, подготовил треки, информация была скудная, но маршрут стал более понятен. Для прохода в пограничную зону требуется получение пропуска в пограничной службе ФСБ по республике Ингушетия. Само разрешение получить можно бесплатно на сайте госуслуг. Срок изготовления и доставки около 2 месяцев.

В итоге на поезде Москва-Назрань я приехал в Назрань. Мой туристический внешний вид на протяжении всего пребывания в Ингушетии постоянно привлекал внимание полиции и пограничников. Меня останавливали и проверяли документы постоянно, сколько раз уже сбился считать. Но все общение было на достояной уровне, проверяли паспорт, пропуск, интересовались целью пребывания, практически все удивлялись, что еду один и что меня никто не ждет, постоянно спрашивали, где я буду ночевать, округляли глаза, когда отвечал, что в палатке. Пораспрашивав про новости в Москве меня отпускали. В Назрани я перебрался на автовокзал, он находится на соседней улице, и взял билет на автобус Назрань-Джейрах. Автобус отправляется через час после прибылия поезда, что очень удобно.

Во время поездки я с ужасом обнаружил, что автобус едет в Джейрах не по территории Ингушетии, а по территории Северной Осетии и въехжает в Джейрах с запада. Я строил свой маршрут из расчета выхода из автобуса у ущелья около реки Асса. Но карта у меня была с собой и я на ходу спланировал новый вариант - выход в Джейрахе, подъем на гору Столовая и далее в сторону Эрзи и Вовнушек. Естественно в автобусе, и в Северное Осетии и при въезде в Ингушетию у меня еще раз проверили документы и цель визита. Одну местную жительницу чуть не высадили из автобуса при въезде в Ингушетию из-за отсутствия паспорта, хотя фактически она ехала из Ингушетии в Ингушетию (из Назрани в Джейрах), но таков порядок для всех, въезжающих из Северной Осетии. Надо иметь ввиду, что автобус идет по единственной узкой горной военно-грузинской дороге, где часты обвалы и остановки движения.

В Джейрахе я вышел и направился в сторону начала туристической тропы на гору Столовая в пос. Бейни.

Ингушетия поразила меня отличной асфальтовой дорогой. Эта дорога была сделана недавно и ведет из Джейраха в Назрань по территории Ингушетии, дорога горная с частыми крутыми подъемами и спусками. Пожалуй это единственная хорошая дорога, малейший съезд с нее и ты попадаешь в полное отсутствие дорог.

В первый же день меня поразило гостеприимство и доброжелательность местного населения. Каждый местный считает благим делом позвезти путника, причем абсолютно не требуя никакой платы. Во время своего пути я два дня проходил по этой главной дороги и меня всегда подвозили, закидывали вопросами, рассказывали о местных обычаях, о тейпах, о культуре, приглашали посетить дом и пообедать. Но время у меня было очень сжато, что я не задерживался в гостях. От пос. Бейни начинается тропка на гору Столовая, у подножия расположен обустроенный родник с чистейшей водой. Набрав воды, я начал подъем. Местами он был очень крут, около километра пришлось подниматься по серпантину с уклоном около 45 градусов. Этот участок я преодолевал фактически по метрам, 50 метров продду - отдохну. За плечами у меня был полный рюкзак килогамм на 23 с полной выкладкой, так как это был первый день похода.  Близился вечер, я поднялся до уровня облаков, видимость сократилась до метра, облака оседали каплями на лице, я потерял тропку, она просто растворилась в сумерках и молоке облаков.

Устав плутать, я присел, чтобы достать навигатор, карту и сориентироваться. Обнаружив, что я еще далеко от вершины и значительно отклонился от курса я решил искать место для ночлега, так как уже смеркалось, температура резко упала, я стал мерзнуть. Решив не сидеть до ночлега, я продолжил двигаться, мерзнуть перестал. Никаких источников воды и дров не было, стало темнеть, я нашел ровное место около снега и разбил лагерь. Первый день был тяжел, сказывалась ночь без сна в поезде, сил не было даже приготовить ужин, я закинул сгущенки, съел сайру и завалился спать. Отключился я часа на четыре, проснулся от дикого завывания ветра, моя палатка ходила ходуном, порывы были сильными, мне пришлось расставить руки по ширине и схватиться за дуги палатки, чтобы страховать и удерживать их, началась снежная метель. Все это бушевало около 3 часов, спать не приходилось. Затем ветер стих и я вновь уснул. Встать решил с рассветом, около 5 часов утра. Выйдя утром из палатки я поразился открывшейся красоте, небо было чистое без единого облака, открылся красивейший вид на много километров, выпавший снег растаял, от удивления я онемел, контраст между вчерашней нулевой видимостью и сегодняшним обзором не передать. Только ради этих минут стоило ехать в этот поход.

Позавтракав, я продолжил путь. Тропы уже никакой не было, но наличие карты и видимости позволило скорректировать маршрут в нужную сторону. Я дошел до вершины, устроил привал, стал любоваться красотами, открылся шикарный вид на Казбек на горное кольцо. Спускаться я стал по иному маршруту, чтобы посетить горный храм святилище Мят-Сели. Это языческий ингушский храм в горах. Удивительно увидеть в горах подобное строение.

Спуск с горы занял практически весь день.Спустившись я решил до ночевки посетить Ляжгинский водопад. Но по дороге я попал в дики дебри колючего стланика с меня ростом, пробирался я берез него около 2 часов, стало смеркаться я устроился на ночевку у обрыва в красивейшее ущелье. Готовя кашу на ужин я любовался на бурную горую реку в ущелье. На следующий день я посетил водопал и выдвинулся в сторону Вовнушек.

Всю еду я готовил на турбопечке с поддувом, так как разводить полноценный костер мне не хотелось в целях экономии времени. Подъем мне дался тяжело, болели ноги после горы Столовой. Сама дорога до водопада очень красива, есть одно опасное место, оползень, гед можно соскользнуть в ущелье.

После прохода реки Ассы поднялся сильнейший ветер, который мешал дышать. Я увидел сорванные и летящие по полю палатки, группа туристов приехала в Вовнушки, оставила лагерь и ушла к башням. По дороге я встречал идущих назад туристов, переживающих за свои палатки. До Вовнушек в этот день я не дошел. Так как начался дождь. В течение всего похода погода была изменчива, до 16.00 часов погода всегда была безоблачна, а после 17.00 часов ежедневно был дождь. Поэтому я выработал правило вставать лагерем рано, рано ложиться спать и вставать в 5 утра. После выхода с водопада большой проблемой стал поиск питьевой воды. Все горные реки в мае несут в себе грязь и песок с гор, вода похожа на какао, пить ее нельзя, приходилось искать родники, какие-то ручьи и т.д.

Вовнушки произвели на меня грандиозное впечатление. Как вообще возможно построить такие  башни на высоких скалах? Башни расположена по крайним уступам в ущелье и являются естественным продолжением скал. Пройти мимо них невозможно, не зря основаное их предназначение было сторожевое. Никто не мог проникнуть в поселение минуя Вовнушки, взять эти башни осадой практически невозможно, внутрь ведет единственная малозаметная тропка, по которой без сноровки не забраться. Тропка настолько узная, что подняться мог только один человек, а в саму башню при закрытой бойнице попасть фактически невозможно. А вести бой с вершины скалы очень удобно. Я нашел в себе смелость, оставил рюкзак внизу и забрался вверх. Открылся красивейший вид.

Потратил полдня, осматривая Вовнушки. Выдвинулся в сторону раннехристианского храма Тхаба-Ерды. Уникальное сооружение, действующий храм. Зайти внутрь было невозможно, но увидеть внутренне убранство можно. Храм на возвышенности, всегда дуют сильные ветра.

На следующий день я выдвинулся в пограничную зону к развалинам Гаппи. Подъем был труден. На полпути я услышал лай собак, за мной бежали пограничники, полагая, что я нарушитель границы. Остановив меня, устроили досмотр, стали проверять документы и пропуск. Если кто-то будет путешествовать в этих краях, целесообразно зайти в пограничную часть, она находится на берегу Ассы и сообщить свой маршрут. В этом случае Вас не будут преследовать, но надо будет доложить о выходе из пограничной зоне на обратном пути. Завершим проверку, меня отпустили, предупредив, что сходить с тропы нельзя, так как мины. Пограничники очень долго изучали мою распечатанную топокарту, видимо подозревали, что я террорист. Я пояснил, что это карта с интернета из общего доступа и все пометки на ней это мой маршрут, который я сам планировал и отмечал родники и места посещения, что вызвало недоверие и удивление.

На следующий день я выдвинулся к башенному комплексу Эгикал, на осмотр которого ушло половина дня. Далее я выдвинулся в единственный санаторий Ингушетии - Армхи. Красивейшее место, где я, наконец, отмылся. Путь до Армхи был с многочисленными подъемами и спусками, но по хорошей дороге. Общее впечатление от маршрута положительное, идти его стоит, пояснения, треки, карты, информацию о заброске дам при необходимости. Думаю, что посещу Ингушетию еще раз, так как посмотрел только половину от запланированного. А местные жители рассказали еще о множестве мест которые стот посетить.

2016-2018 Владимир Семенов. Копирование информации без письменного разрешения запрещено.